Научная работа реставраторов МНРХУ. Выступления на конференции «Болотцевские чтения 2024».
Научная работа реставраторов МНРХУ. Выступления на конференции «Болотцевские чтения 2024».
19-21 марта 2024 г. в городе Ярославле состоялась Ежегодная конференция «XXIX Научные чтения памяти И.П. Болотцевой». Конференция является заметным событием в научном мире, и в этом году шесть художников-реставраторов МНРХУ решили представить на ней результаты своих исследований.
Диана Лосева посвятила доклад композиции «Происхождение Древ Животворящего Креста Господня» на восточной стене Успенского собора Московского Кремля. Речь шла о недавней реставрации участка живописи, где отмечается исключительная сохранность авторского грунта, красочного слоя и позолоты XVII в. При реставрации композиции была сохранена (отслоена) запись 1813 г.
Илья Сергиеня рассказал о последних открытиях живописи Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря в Москве. Он рассмотрел стенопись трех галерей и их иконографическую программу, а также стенопись «вифлеемской пещеры» - внутристенного помещения в юго-западной части четверика.
Варвара Сергиеня также говорила о живописи Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, но ее доклад был посвящен проблеме демонтажа росписей и переноса их на новое основание с целью спасения уникальных композиций.
Александра Гребенщикова представила информацию о том, как в ходе реставрации живописи западного портала Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве удалось сохранить и перенести на новое основание несколько слоев поздних прописей. Это особенно важно, поскольку таким образом реставраторы сберегли материальные свидетельства истории бытования памятника.
Ольга Колпакова озвучила предварительные замечания об исследованиях и реставрации иконы «Богоматерь Неопалимая купина» конца XVI в. из местного ряда иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря.
Доклад Ирины Лобачевой был посвящен методике дублирования холста в реставрации станковой темперной живописи, которую она рассмотрела на примере иконы «Богоматери Новодворской» из собрания Ярославского художественного музея. Реставрация данной иконы была выполнена Ириной в качестве дипломной работы в 2018-2019 гг. Остальные памятники, о которых шла речь в докладах наших сотрудников, реставрированы МНРХУ в 2022-2023 гг.
Проведение исследований материальной структуры произведений в процессе реставрации является доброй традицией нашей мастерской, хотя зачастую это не входит в обязательную программу работ.
« Видеозапись конференции:
День 1 https://youtu.be/_HAkxgHn_Zc?si=xYpxzOHMpvCv7UWr
День 2 https://youtu.be/uOwHsiXorX0?si=HZxv8TrtOTPzd5hD
День 3 https://youtu.be/BvagnJ0SbtI?si=bxLg6rnglzgviAHe »