Художники-реставраторы вернули первоначальный облик древнейшему иконостасу Новодевичьего монастыря

11.06.2025

Художники-реставраторы вернули первоначальный облик древнейшему иконостасу Новодевичьего монастыря

В течение 2017 – 2024 гг. в Новодевичьем монастыре, кроме архитектуры и монументальной живописи, были отреставрированы уникальные иконостасные комплексы XVI – XVIII вв. Хотим познакомить вас с этими памятниками, начав с древнейшего из иконостасов.

В главном соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери сохранился иконостас 1598 г., перестроенный в XVII в. Он состоит из 5 основных рядов: местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого. Этот иконостас – яркий представитель годуновской школы живописи. Исключительно важно, что он находится на своем историческом месте.

Это первый из сохранившихся иконостасов Древней Руси, где святые праотцы выделены в отдельный ряд и изображены в рост (верхний ряд).

Местный ряд отражает династическую преемственность русских царей на протяжении полутора столетий. Здесь присутствуют вклады царей от Ивана Грозного (середина XVI в.) до Иоанна, Петра и Софьи (конец XVII в.). Для местного ряда Смоленского собора были скопированы иконы, значимые для Московского Кремля: «Предста Царица», Благовещение Устюжское, икона Божией Матери «Неопалимая Купина».

Все иконы иконостаса отличаются сложной судьбой, их многократно поновляли в древности, затем были реставрационные вмешательства в ХХ в. Наши работы заключались в удалении всех поздних напластований, укреплении основы, грунта и красочного слоя, а также восполнении утрат. В результате произведения приобрели свой подлинный вид XVI в.

Особый интерес представляет Владимирская икона Божией Матери – вклад царя Феодора Иоанновича с супругой. Этот образ при поступлении в мастерскую находился под плотной поздней записью. В результате исследований (в т.ч., рентгенографических) выяснилось, что икона первоначально была другой иконографии – Волоколамская (с огромной короной над нимбом Богородицы). Было принято решение о раскрытии авторской живописи. В результате произошло настоящее открытие – выявлен один из наиболее ранних образцов иконографии Божией Матери Владимирской-Волоколамской (см. илл. 5-7).

Тело иконостаса также прошло сложнейшую реставрацию: после всех консервационных процессов утраты были затонированы натуральным твореным золотом. Интересно, что позади конструкции резного иконостаса XVII в. сохранились подлинные тябла 1598 г., созданные одновременно с фресковым ансамблем. Расписные тябла, как и весь иконостас, были отреставрированы нашими специалистами (ил. 8).

На тыльной стороне иконостаса Смоленского собора имеется живописная декорация начала ХХ в. – гигантский холст с композицией «Небесная Литургия» в центральной части алтаря, «Жертвоприношение Авраама» и «Распятие Христово» (на деревянной основе) – в жертвеннике и диаконнике. Эта живопись на момент начала работ была в аварийном состоянии: наблюдались многочисленные шелушения и осыпи красочного слоя, разрывы холста. Среди прочих процессов, было выполнено дублирование композиции на новый цельнотканый холст размером 6х9 м. В настоящее время все 3 произведения, приведенные в экспозиционный вид, украшают алтарь Смоленского собора.

Работы по иконостасу выполнены бригадой художников-реставраторов им. В.Д. Сарабьянова под руководством Е.И. Серегиной, бригадой С.В. Павицкого и бригадой Ю.А. Савцовой. Все консервационно-реставрационные работы приняты с высокой оценкой Научно-методическим советом МК РФ.

1_C2A0595241004 copy.jpg

Главный иконостас в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. XVI – XVII вв.  Общий вид после реставрации


2_IMG_0425.jpg

Икона «Предста Царица» из местного ряда иконостаса. Конец XVI в. После реставрации.


3_IMG_0402.jpg

Икона «Благовещение Устюжское» из местного ряда иконостаса. Конец XVI в. После реставрации


4_IMG_0305.jpg

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из местного ряда иконостаса. Конец XVI в.  После реставрации


5_IMG_3845.jpg

Икона Божией Матери «Владимирская» из местного ряда иконостаса. 1580-е – 1590-е гг. (под записью). До реставрации (после выполнения пробных раскрытий)


6_IMG_0485.jpg

Икона Божией Матери «Владимирская-Волоколамская» из местного ряда иконостаса. 1580-е – 1590-е гг. В процессе реставрации (после раскрытия от записи)


7_IMG_6305.jpg

Икона Божией Матери «Владимирская-Волоколамская» из местного ряда иконостаса. 1580-е – 1590-е гг. После реставрации


8_Рисунок5.jpg

Тябло иконостаса в соборе в честь Смоленской иконы Божией Матери. Кон. XVI в. Фрагмент. В процессе реставрации


9__2024_04_04.jpg

Холст с композицией «Небесная Литургия» в центральной части алтаря Смоленского собора. Начало ХХ в. Общий вид после реставрации


10_C2A0576241004 copy1.jpg

«Жертвоприношение Авраама». Живопись на деревянной основе в жертвеннике Смоленского собора. Начало ХХ в. Общий вид после реставрации


11_C2A0583241004_1 copy1.jpg

«Распятие Христово». Живопись на деревянной основе в диаконнике Смоленского собора. Начало ХХ в. Общий вид после реставрации


Возврат к списку