Открытия реставраторов в Новодевичьем монастыре: живопись Смоленского собора
Открытия реставраторов в Новодевичьем монастыре: живопись Смоленского собора
За 7 лет работы на объектах Новодевичьего монастыря г. Москвы реставраторами МНРХУ был сделан целый ряд открытий. И в первую очередь мы хотим вас познакомить с открытиями, касающимися живописи центрального памятника монастыря – Смоленского собора. Построенный в середине XVI в., он был украшен фресками и иконами в 1598 г., по заказу царя Бориса Годунова. И нашим главным открытием стал уникальный стиль и колорит живописи, ведь до реставрации вся она была сплошь покрыта поздними наслоениями – записями, прописями и тонировками. Колорит ее был на порядок темнее, и только сейчас она открылась в своем первозданном виде. Это касается как монументальной живописи (фрески), так и станковой (иконы).
Отдельным удивительным открытием стали фресковые изображения ангелов, найденные под кирпичными закладками в нишах над окнами на северной и южной стенах. Дело в том, что на месте этих окон первоначально находились порталы, а потом в XVII в. они были заложены. Закладывая порталы, древние строители невольно скрыли под кирпичной кладкой и образы двух ангелов. 300 лет их никто не видел, а теперь закладки были разобраны нашими реставраторами. Открывшиеся изображения конца XVI в. не были повреждены в результате многочисленных ремонтов и поновлений, и их сохранность уникальна. Они показывают нам, как первоначально выглядела живопись всего ансамбля.
Другим открытием стали изображения ангелов конца XVI в. в западной галерее собора, по сторонам от портала. Их скрывала плотная запись XVIII– XIX вв., которая в результате работ наших реставраторов стала отдельным объектом, а зрителям впервые представлена древняя роспись. Процесс отслоения поздней записи от авторской живописи – очень сложный и трудоемкий, и выполнялся он по уникальной авторской методике, разработанной в бригаде им. В.Д. Сарабьянова.
А среди всех открытий, сделанных при реставрации икон Смоленского собора, выделяется раскрытие Владимирской иконы Божией Матери XVI в. из местного ряда иконостаса. При проведении исследования иконы стало понятно, что первоначальная иконография этого образа несколько иная, чем в поздней записи. Под скальпелем реставратора высшей категории Е.И. Серегиной открылась икона редкого извода – «Волоколамская». Она отличается от «Владимирской» наличием огромной короны над нимбом Девы Марии.
В результате всех наших работ ансамбль росписей и икон Смоленского собора максимально приближен к первоначальному замыслу художников и заказчиков конца XVI в. А поздние наслоения там, где это было возможно, - демонтированы и превращены в движимые памятники.
Центральный купол и своды Смоленского собора. Общий вид живописи конца XVI в. после реставрации.
Вид на восточную часть Смоленского собора. Общий вид живописи конца XVI в. после реставрации.
Вид на северо-западную часть Смоленского собора. Общий вид живописи конца XVI в. после реставрации.
Южная стена Смоленского собора. Фреско-темперная живопись конца XVI в. Композиция «Осада Константинополя». Акафист Божией Матери, кондак 1. Вид после реставрации.
Северный портал. Изображение ангела конца XVI в. после разбора кирпичной закладки.
Северный портал. Изображение ангела конца XVI в. в процессе реставрации.
Северный портал. Изображение ангела конца XVI в. после реставрации.
Западная галерея Смоленского собора. Изображение ангела XVIII – XIX вв., отслоенное от древней живописи.
Икона XVI в. из местного ряда иконостаса Смоленского собора. Богоматерь Владимирская. До реставрации (на иконе – профилактические заклейки и пробные раскрытия).
Икона XVI в. из местного ряда иконостаса Смоленского собора. Богоматерь Владимирская-Волоколамская. После реставрации. Над нимбом Богоматери раскрыта корона, которая свидетельствует о принадлежности иконы к другому иконографическому изводу.
Икона конца XVI в. из иконостаса Смоленского собора. Св. царь и пророк Давид. После реставрации.
Икона конца XVI в. из иконостаса Смоленского собора. Св. пророк Илия. После реставрации.