В Новоспасском монастыре открыли росписи прославленного художника XVII в. – Гурия Никитина
В Новоспасском монастыре открыли росписи прославленного художника XVII в. – Гурия Никитина
В ходе комплексной реставрации росписей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве наши специалисты (бригада под руководствам В.В. Сергиени) открыли фрески Гурия Никитина. Они находятся в «Вифлеемской пещере» – уникальном архитектурном объеме, спрятанном в толще южной стены (вход в это помещение находится в юго-западном углу четверика). До нынешних работ этот шедевр древнерусской живописи был сокрыт под слоями масляной записи и копоти. О его существовании знали только узкие специалисты, а об авторстве этого живописного ансамбля и его высоком художественном уровне вовсе ничего не было известно. В ходе работ все фрески «Вифлеемской пещеры» были раскрыты, и они впервые предстали в своем первозданном виде. Особенно важной находкой реставраторов стала авторская надпись («летопись»), которая проходит под композициями. Она гласит, что фрески создали «изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Василий Осипов и прочие трудящиеся костромичи». Указана и дата работы артели в Новоспасском монастыре – «7199 г. от сотворения мира» (1690 г. от Рождества Христова).
Гурий Никитин (Кинешемцев) – знаковая фигура для последнего периода древнерусского искусства – XVII в. Уроженец Костромы, Гурий не был потомственным иконописцем (происходил из торгово-ремесленной среды), тем не менее, стал таким профессиональным художником, что его приняли на службу в Оружейную палату – царские мастерские в Москве. Живописец отличался универсальностью дарования: расписывал храмы (был главой целой артели), создавал иконы, выполнял книжные миниатюры. Из монументальных росписей самые знаменитые находятся в церкви пророка Илии в Ярославле (1680 г.), в Троицком соборе Ипатьевского монастыря в Костроме (1684 г.), в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689). В составе большой артели Г. Никитин участвовал в росписи Архангельского собора в Москве в 1660–1666 гг. Из знаменитых икон этого мастера можно назвать образ Спаса Вседержителя 1686 г., хранящийся в Ярославском художественном музее; «Символ веры» 1668 г., выполненный Гурием в соавторстве с другим известным живописцем того времени – Симоном Ушаковым (Государственный Русский музей).
Открытие в Новоспасском монастыре вызвало большой интерес в научном сообществе. Художники-реставраторы МНРХУ В.В. и И.А. Сергиеня уже выступали с докладами о своем открытии на научных конференциях.
Росписи «Вифлеемской пещеры» – произведение позднего периода творчества Гурия Никитина и его артели (художник ушел из жизни в 1691 г., через год после создания фресок). Этот ансамбль является примером сформированного авторского стиля, который оказал значительное влияние на художественную жизнь второй половины XVII в.